Капрунские высокогорные водохранилища

Небольшое австрийское поселение Капрун (земля Зальцбург) на склонах Кицштайнхорна навсегда осталось бы заурядным лыжным курортом, не появись здесь однажды подлинное инженерное чудо – высокогорные водохранилища на высоте 2 тысячи метров.

История

Замысел о создании гидроэлектростанции появился в 1928 г. Место для будущего проекта специалисты выбрали нестандартное. Неподалёку от р. Зальцах хребты Высокого Тауэрна встречаются с долиной Капрунер Таль. Строительство решено было начать там, где верхняя часть плоскогорья врезается в сланцевую кристаллическую породу. Из-за отсутствия финансирования 10 лет план существовал исключительно на бумаге, и лишь в 1938 г. инженеры приступили к его реализации.

В связи со спецификой местности и грандиозными масштабами земельных работ запуск ГЭС состоялся лишь в 1955 г. В уникальный комплекс гидросооружений входят плотины, гигантские рукотворные резервуары и разветвлённая система туннелей.

Основной источник пополнения бассейнов влагой – талые ледниковые воды. В весенний и летний периоды они бурлящими каскадами устремляются в искусственные чаши. Впоследствии их энергия используется для производства электричества.

Фото: Капрунские дамбы, Зальцбург (Австрия)

Что посетить

  1. Вассерфалльбоден – нижнее водохранилище и одноименная плотина. Вышина стены последней равна 120-и м, а ширина 357 м. Доминантной точкой пейзажа является буквально нависающая над озером громада горы Китцштайнхор с островками ледниковых "шапок" на макушке. Её склон почти лишён деревьев и кустарников, зато весь покрыт ковром травы и изрезан звонкими ручьями и стремительными водопадами.
  2. Мозербоден, ограниченный по краям дамбами Моозершпрее и Дроссеншпрее, крупнее своего собрата. Его площадь превышает полтора километра, а максимально накопленный объём воды, однажды зафиксированный за 70 лет существования, приближается к отметке в 85 млн кубометров. Гравитационная плотина, сдерживающая водную толщу, тянется почти на пол-километра. Во время открытия дамбы её стенки незначительно прогибаются, а после сброса возвращаются в исходное положение.

Оба бирюзовых водоёма связаны "познавательной тропой трав". Дорожка идёт мимо альпийских лугов, где пасутся стада коров и то и дело пробегают юркие сурки. Здесь цветут эдельвейсы и произрастают другие редкие растения. На информационных стендах, расставленных на протяжении всего спуска, рассказывается о каждом представителе местной флоры. Тропинка достаточно крутая, но безопасная. По бокам она оборудована защитными металлическими поручнями. Несмотря на крепкие ограждения, при спуске для большего удобства лучше переобуться в спортивную обувь.

Фото: Капрунские дамбы, Зальцбург (Австрия)

Помимо природных красот туристов ждут следующие достопримечательности:

  • музей истории строительства "Мир, полный приключений: энергетика льда";
  • монумент погибшим рабочим;
  • экскурсия по внутренним отсекам дамб;
  • пешие маршруты вдоль берегов;
  • туристическая трасса на пик Хёенбург;
  • деревянные скульптуры животных;
  • кафе и ресторанчики с блюдами национальной кухни, приготовленными из фермерских продуктов;
  • детские игровые площадки;
  • лавки сувениров.

Фото: Капрунские дамбы, Зальцбург (Австрия)

Отели

Как добраться


Добраться до места, откуда начинается увлекательное восхождение, удобнее всего из близлежащих городов. От Зальцбурга около сотни км, от Целль-ам-Зее несколько ближе (примерно 40 мин по авто-трассе на общественном транспорте). Кто-то предпочитает автобусу легковой автомобиль. Вне зависимости от выбранного средства передвижения путешественники по авто-баннам В-311 и А-10 доезжают до турбазы Кассельфалл Альпенхаус. Здесь есть как открытая парковка, так и бесплатная многоуровневая автостоянка.

По природоохранной зоне можно передвигаться двумя способами. Первый – грузовая канатная дорога, крытый подъёмник которой считается самым большим в Европе. Одновременно он поднимает в воздух до 60-и человек. Фуникулёр движется вверх с единственной промежуточной остановкой. На пересадочной станции некоторые выходят и идут дальше пешком, но подавляющее большинство пассажиров следует до конечной.

Фото: Фуникулер на Капрунские дамбы, Зальцбург (Австрия)
Фуникулер на Капрунские дамбы, Зальцбург (Австрия)

Второй вариант – получасовой специализированный автобусный рейс. Основная часть дороги проходит по туннелям, прорытым прямо сквозь скальную породу (самый протяжённый подземный отрезок составляет 6 км). Оставшийся путь представляет собой узкий вьющийся серпантин, на котором нет возможности разминуться встречным потокам. Во избежание аварийных ситуаций в скалах устроены парковочные "карманы". Перевозка по заповедной территории осуществляется согласно строго установленному расписанию. Последний авто-шаттл уходит с вершины не позднее 16:00 по местному времени. В связи с этим людям, путешествующим самостоятельно, а не в составе организованной группы, следует быть внимательнее и не опаздывать ко времени отправления.

Капрунские дамбы на карте Австрии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − два =