Парк Гуэль

Одно из наиболее посещаемых мест в Барселоне – парк Гуэль. Это необычная постройка, впрочем, как и все творения знаменитого испанского зодчего Антонио Гауди.

История парка Гуэль

В 1901 году состоятельный предприниматель Эусеби Гуэль выкупил 15 га площадей на окраине города. По его задумке, здесь должно было быть взведено 62 коттеджа для продажи состоятельным гражданам. Намечалось, что дома и участки вокруг них составят город-сад. Но мечте Гуэля не суждено было сбыться. Удаленная местность с чахлой растительностью Лысой горы не заинтересовала потенциальных покупателей.

Два построенных особняка покупать не спешили. В конце концов один из них приобрел друг Гуэля, адвокат Триас, а в другой в 1906 году въехал Антонио Гауди со своим семейством. В нем он прожил до 1925 года, теперь в нем открыт Дом-музей его имени. Отсутствие покупателей не повлияло на то, что за 14 лет на месте города-сада были возведены постройки, ставшие впоследствии шедеврами архитектуры и прославившие город. Мэрия выкупила у наследников Гуэля эту территорию и в 1926 году открыла парк для прогулок барселонцев.

Бесплатный туалет находится внутри платной зоны парка. Впрочем как и кафе.

Изначально для всех был бесплатный вход. Несколько лет назад в парке появилась еще и платная зона – это центральная часть. Чтобы попасть сюда, нужно купить билет в кассе (8,50 евро) или через официальный сайт (7,50 евро) для посещения на следующий день и строго по указанному времени.

Билеты лучше купить заранее на официальном сайте парка. Онлайн билет на 1 евро дешевле билета, купленного на входе. Еще один плюс в пользу онлайн покупки - Вы сами выбираете удобное время визита. Покупая же билет на кассе парка утром (я была в районе 12 часов), Вы попадаете в платную зону парка только в 8 часов вечера.

Архитектура и достопримечательности парка

Парк Гуэль – пример неудавшегося коммерческого проекта, который служит барселонцам уже целое столетие как место отдыха и единения с природой. Шедевры Гауди вписаны в местность так искусно, что даже не кажутся творением рук человеческих. Все постройки на территории выполнены из местных материалов и смотрятся очень органично, как будто сама природа их создала. Большинство строений инкрустированы мозаикой, исходными материалами для которой явились битые черепки, посуда, керамическая плитка, флаконы из-под розовой воды. Все, что раньше выбрасывалось, пошло в ход и послужило для создания "мусорного" коллажа.

Если Вы боитесь жары или не очень хорошо чувствуете себя на солнце, не берите билеты раньше 4 часов вечера. В парке есть много зелени, но не в платной зоне. Большая часть маршрута приходится на солнцепек.

Центральный вход

Фото: Вид на лестницу Дракона со стороны центрального входа, Парк Гуэль, Барселона
Вид на лестницу Дракона со стороны центрального входа, Парк Гуэль, Барселона

Расположен на южной оконечности парка. Отсюда во всей своей красоте открывается лестница Дракона и краешек Гипостильного зала. Парковые каменные стены украшены мозаикой из керамической плитки и медальонов. Кованые ворота, выполненные как пальмовые листья, появились не сразу, в 1965 году их привезли из Дома Винсенса (архитектор Гауди) и установили здесь.

Павильоны у входа

Фото: Павильоны у центрального входа, Парк Гуэль, Барселона
Павильоны у центрального входа, Парк Гуэль, Барселона

В нижней части парка, прямо слева и справа от центрального входа туристов встречают два пряничных домика. Один создан для привратника, другой – для администрации парка. Их архитектурное решение было навеяно оперой "Гензель и Гретель". В этих постройках нет прямых и острых углов, а их крыши облицованы цветной керамикой в технике "trencad's". На вершах дымоходов – шляпки грибов. Одна похожа на мухомор с перевернутыми кофейными чашками в знак отказа архитектора от кофе. Прямо перед домиками - прихожая для разъезда экипажей, а по обеим сторонам гаражи в виде природных гротов. Один из них называется слоновьей пещерой, поскольку украшен колоннами, напоминающими ноги и хобот слона.

Лестница дракона

Из прихожей наверх ведет двойная лестница с четырьмя площадками. На второй площадке установлен большой круглый медальон с головой змеи - это небольшой фонтанчик.

На третьей площадке – знаменитая саламандра с декором из разноцветной мозаики. Иногда ее называют драконом. Раньше у зверя были острые зубы, которые стерлись с помощью многочисленных туристов. Посетители парка везде фотографируются, но без фото с ящерицей визит в парк считается несостоявшимся.

Фото: Лестница дракона и толпы туристов, Парк Гуэль, Барселона
Лестница дракона и толпы туристов, Парк Гуэль, Барселона

На верхней площадке скамья-одеон, которая в летнее время затенена, а зимой освещена солнцем. Стены по сторонам от лестницы сложены из природного камня и украшены шестиугольными мозаичными сотами. Логическим завершением стен явились зубцы, напоминающие древние крепости. И соты, и зубцы изготавливали заранее, а потом просто устанавливали на нужное место.

Гипостильный зал

Зал дорических колонн, так называемый "Зал ста колонн". Но если посчитать, можно убедиться, что их 86. Предполагалось, что здесь будет располагаться приезжий рынок. Ведь строить на этой территории стационарный базар или магазины было нельзя. Но там так никогда и не торговали, зато сейчас дают концерты из-за хорошей акустики.

Фото: Гипостильный зал, Парк Гуэль, Барселона
Гипостильный зал, Парк Гуэль, Барселона

Трубы, проложенные внутри каждой из колонн, собирают дождевую воду, которая поступает с театральной площади, и отправляют ее в подземный резервуар. Отсутствие колонн в некоторых местах создает пространства, имитирующие три церковных нефа. Потолок состоит из небольших куполов, построенных с использованием традиционной техники из глиняного кирпича, украшенной оригинальной мозаикой.

Фото: Потолок гипостильного зала, Парк Гуэль, Барселона
Потолок гипостильного зала, Парк Гуэль, Барселона

Греческий театр

Центром ландшафтной композиции является огромная площадка, которую архитектор – страстный поклонник культуры древних эллинов – назвал "Греческим театром". Одна часть эспланады – верхнее завершение "Зала ста колонн", вторая опирается на холм. В задней части, ограничивающей пространство, располагается полукруглая стена с каменными вазонами-пальмами. Внутрь стены ведут двери в искусно замаскированные склады.

Фото: Вид с Пласа де ла Натура, на Парк Гуэль и Барселону
Вид с Пласа де ла Натура, на Парк Гуэль и Барселону

Площадь создавалась для проведения общественных собраний, различных культурных и религиозных мероприятий. Так получилось, что спектакли показывались здесь в крайне малом количестве. В начале 20 века Греческий театр использовался как площадка для исполнения сарданы (национального каталонского танца хороводного характера), для благотворительных фестивалей Красного Креста, где играли военные оркестры, для проведения автомобильного парада в 1908 году. Сейчас театральная площадь переименована в Природную (Пласа де ла Натура).

Фото: Скамья на Пласа де ла Натура, Парк Гуэль, Барселона
Скамья на Пласа де ла Натура, Парк Гуэль, Барселона

Самая необычная постройка этой части – скамья, длина которой 110 метров, выполненная в форме змеи и инкрустированная мозаикой. Посетители парка отмечают особенное удобство отдыха на ней. Этого свойства удалось добиться с использованием слепков спины рабочего, которого Гауди усадил на непросохшее сидение. Красотой мозаичной скамейки можно любоваться часами.

Галерея с портиком Прачки

На восточной стороне греческой театральной площади есть оригинальная железная дверь, которая ведет к галерее в виде колонн-пальм. Она называется так из-за скульптуры, изображающей женщину с корзиной на голове. Крытая галерея мастерски вписана в окружающий ландшафт позади дома Гуэля. Здесь двойной ряд колонн, установленных под разными углами. Один из рядов наклонен, словно это знаменитая Пизанская башня. Опорные стены выполнены по тому же принципу.

Фото: Галерея с портиком Прачки, Парк Гуэль, Барселона
Галерея с портиком Прачки, Парк Гуэль, Барселона

Австрийские сады

Располагаются справа от лестницы Дракона и появились только в 1960 году. Сады имеют прекрасный вид. Эта зона служила муниципальным питомником растений. Основная часть деревьев получена из Австрии в 1977 году. Отсюда хорошо просматриваются дома владельца и архитектора парка.

Фото: Австрийские сады, Парк Гуэль, Барселона
Австрийские сады, Парк Гуэль, Барселона

Виадуки и дороги

При жизни архитектора были построены три километра дорог, опоясывающих парк:

  1. Дорога Росарио – с разбросанными по двум сторонам большими каменными четками – ведет от Греческого театра к Дому-музею Гауди.
  2. Три виадука-портика - нижний, средний и верхний – выполненные в различных стилях: "Музейный" - готика, "виадук Рожкового дерева" - барокко, "виадук с жардиньерками" - в романском стиле.
  3. Дорога, которая ведет на Голгофу, к трем крестам. По замыслу, она олицетворяет духовное возвышение человека. Голгофа – самая высокая точка парка. Если стать лицом к Иерусалиму, три креста сливаются в единый.

До сих пор два участка, выкупленные адвокатом Триасом, находятся в частном владении его наследников.

Как добраться

Самый бюджетный вариант - на метро, линия L3 (зеленая ветка) до станции Lesseps направление Trinitat Nova. Затем минут 20 пешком, причем часть маршрута - это подъем в крутую гору.

Я шла так:

Мои фото из Парка Гуэль (2018 год)


Погода в Барселоне